10 самых длинных железных дорог в мире

Торонто — Ванкувер

Железнодорожную сеть Канады нельзя назвать сильно разветвленной. Но такой вид общественного передвижения по малонаселенной Канаде, как поезда, популярен и любим во многом из-за высокого уровня комфортности и красивейших пейзажей, которыми можно любоваться по пути бесплатно. Конечно, в расчет не принимается та приличная сумма, которую придется отдать за билет.

Самая большая «красная» ветка (есть еще синяя и голубая) занимает по протяженности 4 466 км. По ней можно пересечь страну с запада на восток за 83 часа и познакомиться с Канадой, не прерывая пути.

В знаменитом поезде «Канадец» есть места повышенной комфортности – бизнес-класс, эконом вариант и спальные, так как переезд этот длительный. Билет за полный маршрут стоит 530 долларов.

Индия: самые загруженные железные дороги и первый поезд, использующий для движения солнечные батареи

В Индии железнодорожный транспорт также весьма развит: общая длина магистралей в стране превышает 67 тыс. км, причем более трети из них электрифицировано, а полная электрификация, по планам правительства, должна завершиться уже в первой половине 2020-х.

Летом 2017 года в Индии был запущен первый в мире поезд, использующий для движения солнечную энергию (на фото): шесть вагонов дизель-электрического гибридного состава оснащены 16 солнечными батареями индийского производства, подключенными к аккумулятору, который может питать поезд в течение 72 часов. В первый же год власти страны ввели в эксплуатацию несколько десятков таких составов, и их число планируется увеличить в дальнейшем. Главной причиной запуска проекта стала борьба с вредными выбросами в атмосферу. (К слову, первый поезд, работающий исключительно на солнечной энергии, через пять месяцев после индийского прорыва запустили в Австралии.)

Железные дороги в Индии начали строить в тридцатых годах XIX века, причем первые двадцать лет они использовались в промышленных целях — главным образом для транспортировки строительных материалов. Первый же пассажирский поезд был запущен здесь в апреле 1853 года — он курсировал между Бомбеем и Тхане, а длина маршрута составляла 34 км, — после чего в стране начался настоящий железнодорожный бум: новые линии активно строились по всей Индии.

К началу нового столетия многие железнодорожные компании ввели освещение в пассажирских вагонах, а в 1925 году прошел запуск первого пассажирского электропоезда. К 1947-му, когда Индия получила независимость, ее железнодорожная сеть включала более 40 станций, а через три года сеть была национализирована. Впрочем, новое правительство прекрасно осознавало перспективность этого вида транспорта и продолжило его активное развитие.

Впрочем, в сфере обеспечения безопасности пассажирских перевозок Индии предстоит еще немало работы, ведь страна занимает первое место в мире по количеству железнодорожных аварий. Связано это в первую очередь с переполненностью поездов, так как Индия — еще и мировой лидер по загруженности железнодорожных направлений: для бедного населения страны это самый доступный вид транспорта, поэтому ежегодно им пользуются свыше 8 млрд пассажиров, при этом иногда те, у кого нет средств на покупку билета, забираются на крыши вагонов или размещаются на стыках между ними. Справедливости ради стоит отметить, что в последние годы ездоков на крышах можно встретить только на отдаленных линиях. Также на безопасность железнодорожного движения в Индии негативно влияет изношенность некоторых путей.

Фото: Getty Images, Wikipedia Commons

Соревнование между США и Россией

В Соединенных Штатах самым большим поездом считается состав длиною в 5,6 км, принадлежащий компании Union Pacific. Однако это была всего лишь экспериментальная сборка, созданная в 2010 году с целью тестирования мощности новых локомотивов. Поезд, выполнивший один рейс из Далласа в Лонг-Бич, вскоре был разделен на несколько частей.

А вот в Советском Союзе в 80-х годах по дорогам Кузбасса передвигался грузовой поезд с 439 вагонами, вмещавшими 43,5 тыс. тонн угля. Длина этого железнодорожного колосса составляла 6,5 километра, что значительно снижало скорость передвижения в сравнении с обычными поездами.

США: самая длинная сеть железных дорог

Соединенные Штаты Америки могут похвастать самыми длинными железными дорогами в мире — здесь они протянулись более чем на 257 тыс. км. Правда, в то же время американскую железнодорожную сеть можно назвать еще и одной из самых заброшенных на планете: на сегодняшний день электрифицировано (то есть пригодно для использования электропоездов и других электроподвижных составов) меньше 1% линий, а на значительной части железнодорожной сети пассажирское движение и вовсе отсутствует. При этом популярность этого вида сообщения у местного населения довольно низка. Таким образом, американский железнодорожный транспорт переживает не лучшие времена. Хотя когда-то он процветал.

Строить железные дороги в США начали в первой половине XIX века, причем с самого начала развитием сектора занимались частные компании. Во время Гражданской войны, которая пришлась на 1861–1865 годы, железнодорожный транспорт развивался особенно активно, ведь на поездах перевозили людей, оружие, провизию. Предприниматели, вкладывавшие средства в этот бизнес, быстро богатели, и протяженность американской железнодорожной сети неуклонно росла.

В начале ХХ века поезда и вовсе стали ведущим средством как пассажирских, так и грузовых перевозок. Уже к 1917 году суммарная длина линий превысила отметку в 400 тыс. км, а количество коммерческих предприятий, работающих в этом секторе, перевалило за 1,5 тысячи. Но с переходом железнодорожной инфраструктуры под управление государства после Первой мировой войны и активным развитием других видов транспорта востребованность железных дорог в стране постепенно стала падать. Самый мощный кризис в отрасли пришелся на шестидесятые годы прошлого столетия, когда поклонение автомобилю поощрялось едва ли не на государственном уровне, а общественный транспорт, напротив, начали считать ненужным. Уже к 1970-м подавляющая часть пассажирских маршрутов была сокращена, и с тех пор ситуация изменилась несильно, хотя в последние годы местами маршруты пытаются восстанавливать. Впрочем, учитывая, что летать по стране часто дешевле, чем ездить поездами (а еще быстрее и удобнее), поезда для путешествий выбирают преимущественно туристы и пассажиры с аэрофобией.

Москва-Владивосток, или Транссибирская железнодорожная магистраль России (9 289 км)

Москва-Владивосток (или Транссибирская железнодорожная магистраль) России начала создаваться еще в конце XIX века. Благодаря этим путям у людей появилась возможность путешествовать от столицы России до берегов Тихого океана исключительно по железной дороге. Транспортное средство следует в течение недели, делая за эту поездку 67 остановок.

Поездка из европейской части Российской Федерации к тихоокеанским берегам замечательна тем, что Транссибирская магистраль захватывает уникальнейшую сибирскую природу, пересекает несколько часовых поясов и проходит мимо озера Байкал, самого крупного пресноводного водоема.

Немало возможностей есть и для грузовых перевозок: каждый год по этому маршруту провозят около 100 млн тонн груза.

Россия: самая длинная пассажирская железнодорожная линия и самый длинный высокоскоростной поезд

Российская сеть железных дорог тоже довольно обширна — пути общего пользования в стране простираются на 85,6 тыс. км, и примерно половина из них электрифицирована, а количество регионов страны, охваченных железнодорожными линиями, составляет 80 из 85. Помимо этого, в России находится длиннейшая пассажирская железная дорога в мире — это Транссибирская магистраль, протяженность которой превышает 9 тыс. км: стартуя в Москве, поезда, курсирующие по этому пути, проезжают через европейскую часть страны, Урал, Сибирь и добираются до Дальнего Востока.

История развития железных отечественных дорог началась в тридцатых годах XIX века — именно тогда стартовало строительство первого железнодорожного пути, соединявшего Санкт-Петербург и Царское село. Линия была готова в 1837 году. На церемонии ее открытия присутствовал император Николай I и другие почетные гости. Поезд, совершивший первую поездку по дороге, включал в себя паровоз «Проворный» и восемь вагонов. Дорога из столицы в село заняла у машины 35 минут, а обратный путь — 27 минут, причем максимальная скорость, которую удалось развить поезду, составила 64 км/ч, а средняя — 51 км/ч. Безусловно, по меркам того времени это был впечатляющий результат, однако за 180 с лишним лет как российские железные дороги, так и ходящие по ним поезда шагнули далеко вперед.

Например, «Сапсан», один из быстрейших на планете поездов, разработанный для замены устаревших скоростных составов ЭР200 и поступивший в эксплуатацию в 2009 году, способен развивать скорость до 250 км/ч

При этом, в отличие от большей части подобного железнодорожного транспорта, он может спокойно продолжать движение, даже если температура воздуха снаружи опускается ниже −40 °С, что очень важно в российских климатических реалиях. Помимо этого, «Сапсану» принадлежит мировой рекорд: в 2014 году сдвоенная модификация поезда из 20 вагонов была официально признана самым длинным высокоскоростным железнодорожным составом в мире.

Поддержка бесперебойной работы «Сапсана» и других современных поездов — весьма сложная задача, которая требует слаженных действий сотен профессионалов, специальных знаний, предельной точности решений и стальных нервов. Узнать все самое интересное о техническом обслуживании «Сапсанов» можно в выпуске программы «Мега-пит-стопы», который будет показан 18 мая на Discovery Channel в 11:00. Другие серии проекта расскажут о том, какие технические операции проводятся во время сервисного обслуживания современных поездов, самолетов и кораблей, кто в них участвует и какие передовые технологии при этом используются.

Чикаго-Лос-Анджелес (4 390 км)

Приблизительная длина сети железных дорог в Соединенных Штатах Америки – 250 тыс. км. Ее значительной частью является прямая дорога из Лос-Анджелеса в Чикаго. Весь этот путь поезд проделывает более чем за 60 часов, останавливаясь 40 раз.

За большинство самых качественных американских поездов отвечает компания Amtrak. К перевозкам пассажиров она относится особым образом. Обстановка в поездах обычно очень уютна, стюарды напоминают актеров Золотого века Голливуда, а оформление сделано под старину.

Чтобы пассажиры могли с максимальным комфортом наслаждаться пейзажами США, Amtrak позаботилась о создании вагонов с очень большими окнами. Находясь в них, ощущаешь себя в гостиной, а не в поезде. Оконные проемы имеются не только по бокам, но и сверху. Благодаря такому уникальному оформлению у пассажиров создается ощущение стремительного полета.

Длиннейший в мире товарно-пассажирский поезд из Мавритании

Мавритания славится своими длинными поездами, которые в основном работают на перевозке руды из рудодобывающих шахт в портовый город Нуадибу. Линия принадлежит Государственной горнодобывающей компании страны.

На заметку. На линии используются только очень большие длинномеры, минимальная длина которых стартует с отметки в 2,5 километра. Ведут такой товарник, вес которого достигает 40 тысяч тонн, несколько тепловозов американской компании «Дженерал Моторс».

Такой мощный эшелон включает в себя обычно 170-180 вагонов. Один из таких гигантов Гиннес внес в свою книгу рекордов:

Это железнодорожный эшелон, состоящий из двух сотен вагонов и длиной около 2,8 километра. Перевозит уголь и нефть в портовый город из горнорудных шахт. В нем есть несколько вагонов для пассажиров и персонала, поэтому он считается грузопассажирским. Однако из-за бедности местное население не может купить себе билеты на этот поезд и путешествует в обычных товарных вагонах.

Рекордно длинный мавританский грузопассажирский поезд

Рекордсмены одного рейса

Самым длинным поездом в истории считается поезд компании BHP Billiton, который установил мировой рекорд в июне 2001 года в Австралии. Поезд длиной в невероятные 7353 метра состоял из 682 вагонов и 8 тепловозов, распределенных по длине состава. Состав перевез железную руду от рудников Янди до Порт-Хедленда в Западной Австралии. Масса груза составила более 82 тыс. тонн, расстояние — 426 км.

Скриншоты из видео о рекордном рейсе австралийского поезда. 

До этого на протяжении 12 лет рекорд принадлежал южноафриканскому поезду, получившему название Monster. Он совершил свой рейс в августе 1989 года. Его длина составила 7281 метр. 660 вагонов, груженных рудой, тянули 9 электрических и 7 дизельных локомотивов. Поезд преодолел 861 км от рудников в Сишене до порта Салданья в 110 км от Кейптауна. Инженеры South African Transport Services готовились к этому рекорду семь лет, но это не уберегло их от неприятности: за полчаса до запланированного выезда один из груженых вагонов сошел с рельсов. Сотрудникам железнодорожной компании стоило немало седых волос и дополнительных 6 часов, чтобы составить поезд заново. Правда, в конце концов все получилось: 70,5 тыс. тонн руды, доставленные поездом, позволили за один раз загрузить рудой целое судно, для загрузки которого обычно требовалось три поезда.

Ведущий локомотив южноафриканского поезда-рекордсмена. 

Три года продержался рекорд советского поезда Экибастуз — Целиноград (сегодня — Нур-Султан, Казахстан), который в феврале 1986 года совершил рейс с 43,4 тыс. тонн угля на расстояние около 300 км. Он имел длину 6,5 км, в состав входили 440 вагонов и 4 группы по 4 секции электровозов ВЛ80С.

Мадрид-Иу, или «Новый шёлковый путь» (13 052 км)

В наши дни для доставки товаров из Поднебесной в Европу не требуется совершать опасных многомесячных путешествий по бездорожью на лошадях и верблюдах. Однако чтобы этого избежать, требуются гигантские капиталовложения. Китайцы исторически мечтали сделать направление на запад выгодным, быстрым и надёжным, и в какой-то момент привлекли к сотрудничеству и российских специалистов.
Протяжённость железнодорожной магистрали с громким именем «Новый шёлковый путь» составила 13 052 километра. Именно столько железнодорожного полотна потребовалось, чтобы соединить столицу Испании с небольшим китайским городком Иу. После завершения строительства эта железная дорога стала рекордсменом в мире по протяжённости. Правительство Китая не поскупилось и потратило около 40 млрд долларов, чтобы улучшить инфраструктуру железной дороги и увеличить тоннаж перевозимых по ней грузов.
В конце 2014 года торжественно тронулся в путь железнодорожный состав из китайского города Иу, находящегося на побережье Тихого океана, а через 21 день он финишировал в далёком Мадриде. Это было началом работы самой протяжённой в мире железнодорожной магистрали. К сожалению, качество пути пока не позволяет пускать по нему комфортабельные пассажирские экспрессы, на движение поездов сильное влияние оказывает погода и прочие природные факторы, но, несмотря на это, начало функционирования этой магистрали позволило мировой экономике встать на одну ступеньку выше.

Последние статьи

  •   7 нестандартных лайфхаков, в которых можно с пользой применить алоэ сегодня, 21:54
  •   Недалеко ушли, или Как в Литве облагораживают дворы и подъезды в советских «панельках» сегодня, 20:11
  •   Почему шелковые шарфы были обязательным элементом экипировки летчиков сегодня, 18:38
  •   Непривычные для нас способы сбережения, которыми давно пользуются жители Европы сегодня, 17:18
  •   Как оторвать неодимовые магниты друг от друга, не ломая их сегодня, 15:40
  •   11 баснословно дорогих продуктов и блюд, чья цена сравнима с машиной или квартирой сегодня, 14:35
  •   6 украшений, которые добавляют возраста (спойлер: перстни тоже есть в списке) сегодня, 12:55
  •   12 нестандартных способов, как использовать пену для бритья в быту сегодня, 11:52
  •   «Кровавый» водопад в царстве снега и льда: в чем загадка антарктического природного феномена сегодня, 09:34
  •   Эксцентричный замок, созданный в стиле «современного средневековья», выставлен на продажу сегодня, 08:26

Все статьи

Рекордсмены из Китая и Африки

Китайские и африканские представители железнодорожного транспорта славятся своими рекордами и антирекордами.

Китай

Например, в Поднебесной 21 февраля 2018 пассажирские железнодорожные перевозки установили рекорд перевозимых пассажиров за день, количество их составило более 12,1 миллиона человек. Эта сумма на 1,5 миллиона человек больше, чем в предыдущем году. Происходит это на праздник Весны.

Важно! По железнодорожному маршруту между Пекином и Шанхаем курсирует состав со скоростью 350 километров в час, но властями было решено ограничить ее до 300 километров в час. Компания СRRС разрабатывает магнитовоз, максимальная скорость которого сможет достигать 600 километров в час, проект планируется закончить в 2020 году

Пробный состав поставят на рельсы уже в 2019 году. Путь из Пекина в Шанхай данный рекордсмен сможет проехать за 2 часа. Передвигаться он будет на магнитной подушке, что позволяет снизить трение о дорожное полотно до минимума

Компания СRRС разрабатывает магнитовоз, максимальная скорость которого сможет достигать 600 километров в час, проект планируется закончить в 2020 году. Пробный состав поставят на рельсы уже в 2019 году. Путь из Пекина в Шанхай данный рекордсмен сможет проехать за 2 часа. Передвигаться он будет на магнитной подушке, что позволяет снизить трение о дорожное полотно до минимума.

Метро Пекина — рекордсмен по количеству перевозимых пассажиров.

Африка

Африканский самый большой поезд в мире находится в Мавритании, будет рассмотрен отдельно.

В Южно-Африканской республике курсирует самый роскошный состав в мире. Маршрут проходит из города Кейптаун до Претории, длина его 1600 километров.

Самый роскошный ж/д состав в мире из ЮАР

Китай: самые длинные ВСМ и быстрейший маглев в коммерческой эксплуатации

Китай занимает второе место в мире по протяженности железнодорожной сети — ее длина превышает 130 тыс. км, причем около двух третей сети электрифицировано. Железнодорожной инфраструктурой охвачены все провинции страны за исключением специального административного района Макао, а поезда здесь, в отличие от США, крайне востребованы у населения для дальних поездок по стране.

Помимо этого, Китаю принадлежит первое место в мире по протяженности сети скоростных железных дорог — к концу прошлого года ее длина достигла 29 тыс. км, что составляет около двух третей суммарной длины ВСМ, находящихся в коммерческой эксплуатации в мире. При этом строительный бум в этой сфере продолжается, и к 2025 году длина китайской сети высокоскоростных железнодорожных линий, по планам правительства, должна составить уже 38 тыс. км.

Также в Китае ходит самый быстрый в мире поезд на магнитной подушке в коммерческой эксплуатации — шанхайский маглев (на фото): во время движения он разгоняется до 431 км/ч, преодолевая расстояние в 30 км между станцией шанхайского метро «Лунъян Лу» и международным аэропортом Пудун всего за 7 минут 20 секунд.

К слову, активное развитие железнодорожной инфраструктуры в стране началось сравнительно недавно. Хотя первую коммерческую железную дорогу в Китае построили еще британцы в 1876 году, через год правительство Цин постановило демонтировать ее, так как линия была создана без его одобрения. Вообще, до поражения в первой японо-китайской войне 1894-1895 годов власти страны были довольно враждебно настроены по отношению как к железнодорожному строительству, так и к иностранцам, и лишь после 1895 года начали выдавать последним железнодорожные концессии. К 1911 году в стране насчитывалось всего около 9 тыс. км железных дорог, большая часть которых принадлежала иностранным компаниям. Последовавшие вскоре гражданские войны и японо-китайская война также не способствовали процветанию сектора. Только с середины прошлого века с образованием Китайской Народной Республики железные дороги в стране начали активно развиваться, а интенсивное развертывание сети ВСМ и вовсе стартовало в новом тысячелетии.

S-400 Ассоциации Американских Дорог. США

В Соединённых Штатах железнодорожные перевозки имеют важное экономическое значение, и в основном осуществляются частными компаниями. Состав S-400, который курсирует на американских железных дорогах и может тянуть 180 вагонов, на сегодня один из самых больших локомотивов в мире

К тому же в нём применена одна из лучших систем безопасности, позволяющая применять экстренное торможение, а также предотвращает опрокидывание вагонов на поворотах. Длина такого состава равна около 2,1 км

Состав S-400, который курсирует на американских железных дорогах и может тянуть 180 вагонов, на сегодня один из самых больших локомотивов в мире. К тому же в нём применена одна из лучших систем безопасности, позволяющая применять экстренное торможение, а также предотвращает опрокидывание вагонов на поворотах. Длина такого состава равна около 2,1 км.

3

Сидней — Перт

Это не самая большая железная дорога в мире, но самая протяженная в Австралии. Впрочем, их и всего-то две на материке. Одна пересекает континент с севера на юг, а вторая, о которой сейчас и пойдет речь, — с запада на восток.

Путешествие меж двух океанов – Индийским и Тихим занимает трое суток. За это время необычный экспресс Indian Pacific преодолевает расстояние в 4500 км. В чем же его необычность и почему австралийцы и жители других государств тратят столько времени в пути, который по воздуху можно преодолеть за 4 часа?

Ходит поезд всего дважды в неделю, билеты обходятся в кругленькую сумму – 2600 баксов за одно место «золотого класса. Это 154 000 рублей! Комментарии мы оставим за кадром. А ведь еще и «платиновая зона». Названия сами говорят об уровне комфорта. Теперь понятно, что это будет не просто деловая поездка, а роскошное путешествие для элиты, о котором простые смертные могут только мечтать или прочитать в нашем рассказе.

Еще на вокзале вещи вы сдадите в багаж, оставив при себе только легкую ручную кладь с самым необходимым. Все, что может понадобиться в пути, вы найдете в комфортабельном купе. На перрон состав подают сразу к двум платформам одновременно, расцепив на двое. Все 28 вагонов Indian Pacific одновременно не помещаются у вокзала.

По планировке австралийские вагоны очень похожи на наши. Только они двухместные (в два яруса), в каждом отдельный персональный санузел, а коридоры намного уже. Нет здесь и привычных россиянам проводников. Одна бригада обслуживает бар, ресторан и вагоны сразу.

Чай-кофе каждый пассажир берет свободно в специальном отсеке вагона и обслуживает себя сам.

Совместный досуг путешественники проводят в отдельном баре-салоне, что в принципе не удивительно и вполне оправдано тем, что все напитки, включая алкоголь, здесь разливают бесплатно в неограниченном количестве. Эта услуга включена в стоимость билета. Трехразовое ресторанное питание также входит в пакет услуг.

На остановках поезд проводит по несколько часов, за это время желающие могут посетить экскурсии. А так по пути следования можно бесконечно лицезреть австралийские степи из окон вагонов, за которыми жара может достигать 40 градусов.

Австралия – это место, где находится самая длинная прямая железная дорога. Абсолютно ровный участок полотна длиной 478 км тянется по равнине Налларбор.

«Постоянный перестук колес оказывал гипнотическое действие»

Перестал ходить петербургский экспресс в первой половине 1918 года. Информацию о точной дате найти невозможно, но движение по Транссибу прекратилось в конце мая 1918 года в результате мятежа Чехословацкого корпуса.

Меж тем можно найти мемуары американского журналиста, участника событий октября 1917 года Альберта Вильяма Риса, который путешествовал этим поездом еще в апреле (или даже начале мая) 1918 года.

Вокзал Владивостока до 1910 года

«Когда мы отъехали от Петрограда на еженедельно отправлявшемся из столицы Транссибирском экспрессе в восемь вечера, то, стоя на платформе, чтобы бросить прощальный взгляд на Петроград, мы так не смогли определить местонахождение Воскова. <…>

Путешествие из Петрограда во Владивосток для меня показалось легким, потому что со мной ехал профессор. В каком-то смысле это был один, хотя и с перерывами, комментарий по поводу Ленина и революции, которым мы обменивались с профессором. А когда нам не удавалось избежать общения с белыми эмигрантами, которые были нашими попутчиками, то комментарии превращались в нечто вроде форума на колесах.

День за днем бесконечно тянулись громадные стальные ленты. Может, кто-нибудь жаловался на трудности путешествия, как это делали белые эмигранты из-за небольших в общем-то лишений, мы были довольны. Постоянный перестук колес оказывал гипнотическое действие. После трех недель поездки я нашел, что во Владивостоке мне трудно заснуть; я был словно пьяный от продолжительной поездки на поезде».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector